Преданные трафареты? Мы не слышали о таком, пока этот ремесленник не приехал в гости на India Craft Week.

  • 16-11-2020
  • комментариев

Посещение Дилли Хаат раскрывает почти все традиционные традиции искусства и ремесел Индии. Когда вы входите в обширный комплекс, можно увидеть, как мастера, удостоенные государственных и национальных наград, усердно трудятся, изготавливают товары, приветствуют клиентов и разводят яркую бурю. Но определенный стиль живописи, казалось, отсутствовал в более чем 100 киосках - искусства санджи Бихара.

По традиции вырезания из бумаги, берущей свое начало в Матхуре и Вриндаване, мастера санджхи делают декоративные трафареты, которые затем заполняются натуральными порошкообразными красителями. В то время как финальное изображение в стиле ранголи раньше было звездой шоу, сегодня трафареты рассматриваются как самостоятельные произведения искусства. Благодаря ритуальному прошлому, вырезка из бумаги санджи сегодня используется в светильниках, узорах комнат, канцелярских принадлежностях и даже в фоторамках.

Рам Сони происходит из семьи в Матхуре, которая придерживается этой кропотливой, но красивой традиции более 350 лет. Сейчас он живет в Алваре в Раджастане и является одним из отмеченных наградами ремесленников, которые проведут посетителей через это медленно исчезающее ремесло на India Craft Week 2019. Мы догнали человека, стоящего за мифом (каламбур, абсолютно точно) .

Какова предыстория искусства санджи?

Искусство санджи было распространено задолго до того, как Великие Моголы пришли в Индию. История гласит, что во времена Махабхараты, когда был создан Индрапрастха, были приглашены ремесленники со всего мира, чтобы продемонстрировать свое мастерство, среди которых Санджи также нашел свое место. Кауравы сами пришли посмотреть новый город, и, оглядевшись, Дурьодхан упал в бассейн с водой. Говорят, что затем на поверхности над ним был виден рисунок санджи. Да, вы можете делать рисунки санджи (называемые «джал санджи») на стоячей воде! Он сделан так же, как и на стенах. Затем есть 15-дневный фестиваль Санджи, отмечаемый в честь наших предков, где мы отдаем дань уважения Кришне. Все это время мы вручную вырезали все его лилы на бумаге, которые затем церемониально выставлялись в храмах вечером, немного после 16:00. Санджи происходит от слова «сумерки».

Не могли бы вы вкратце рассказать нам о своем вдохновении при создании мотивов и о процессе создания одного из трафаретов?

Мы используем художественную форму, чтобы изобразить то, что мы видим вокруг. Например, если мы делаем это в течение месяца сааван, мы наблюдаем за цветами и деревьями, цветущими в это время года, или за мигрирующими птицами и животными, и очень подробно включаем их в вырезки из бумаги. Но если вы углубитесь в это, вам также необходимо уловить эмоции сцены - радость рождения Кришны, путешествие Васудева через потоки и т. Д. Важна критическая мысль - часто в течение длительного периода времени. Затем мы делаем набросок сцены и начинаем резку. Естественно, размышления о художественных и практических качествах изготовления 25-футового дерева потребуют больше времени, чем обычные, небольшие конструкции. Чтобы он выглядел естественно, тоже нужно время. Нарезка - не самая важная часть процесса.

Изменилась ли форма искусства со временем?

Искусство санджи, представленное Валлабха-сампрадаей (индуистская секта вайшнавитов), не претерпело изменений с момента своего создания. Большинство храмов, посвященных Кришне, также придерживаются традиционных узоров, но все же есть место для настройки. Один покровитель в прошлом просил изображение Будды, а другой просил Ханумана, и мы доставили оба изображения.

Свидание Индии с металлургией - железом, медью и т.п. - было долгим. Для вырезания рисунков на бумаге изначально использовалось то, что называлось нунни - металлический кусачок для ногтей. Горящие ароматические палочки также использовались для обозначения узоров, как и ножи. Именно моя семья изобрела особые ножницы по металлу, которые сегодня используются для изготовления произведений искусства санджи.

Как искусство санджи повлияло на эпоху Великих Моголов? Были представлены новые мотивы или узоры?

Санджи с персидским влиянием были в изобилии в те времена, а некоторые, например, работы джаали, широко используются даже сегодня. Геометрические узоры, некоторые цветочные мотивы, концепция древа жизни - все это передалось нам из персидских художественных наклонностей. Мои предки делали трафареты по индивидуальному заказу покровителей Моголов. Но основа и дух искусства санджи все еще оставались связанными с местными идеями.

Сегодня искусство санджи все еще в значительной степени связано с преданностью? Как его можно было популяризировать в городах Индии?

Что ж, вы не можете вплетать религию везде, поэтому сегодня мы много используем природные мотивы. Это увеличивает шансы привлечь покупателей из разных слоев общества. В конце концов, все религии основаны на схожих представлениях об окружающей среде и о том, что в ней находится. Только сегодня сегрегация и ярлыки стали наиболее важным фактором. Но красота природы универсальна.

Какой момент в твоей карьере был самым запоминающимся?

Я думаю, что за эти годы открылись разнообразные возможности. Изначально вырезание из бумаги санджи было связано с личной преданностью и превосходным выражением этого. Дальше пошла работа по индивидуальному заказу согласно требованиям клиента. Видеть радость на их лицах, когда мы смогли сопоставить их мысленный образ, всегда запоминается. Затем мы начали работать над дизайном в западном стиле, и это было непросто, но полезно. Я занимаюсь этим уже 30 с лишним лет, и изменения сохраняют интерес.

Вы можете попробовать свои силы в этой традиции рисования под руководством г-на Сони в мастерской по вырезанию бумаги Sanjhi завтра (с 11:00 до 17:00) на неделе ремесел Индии. Билеты можно забронировать здесь.

комментариев

Добавить комментарий